Доступная среда

Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование. 273-ФЗ от 29.1.2012г. "Об образовании в РФ"

Паспорт доступности (по инвалидам)

Договор о взаимодействии с психолого-педагогическим консилиумом Муниципального бюджетного учреждения "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" Унечского района.

Договор о сотрудничестве по вопросу организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

О специально оборудованных учебных кабинетах.

       Реализация   Программы по коррекции речевого развития требует наличие специально оборудованного помещения  для занятий с детьми.  В МДОУ д/с «Звездочка» имеется два  логопедических кабинета. Они оснащёны всеми необходимыми методическими пособиями, иллюстрациями, дидактическими играми и упражнениями, инструментами и тренажёрами для полноценного проведения коррекционной работы с детьми. А так же  литературой по проблеме нарушений речи у детей.

     Для обследования речи детей используются альбомы под редакцией С.М. Иншаковой, и А.Т. Волковской.

     Имеется центр с упражнениями на развитие дыхания: «Подуй на бабочку», «Посади бабочку на цветок», «Посади жука на грибок», «Осенние листочки», «Метелица», «Загляни за забор». Набор трубочек для дутья.

     Для развития мелкой пальцевой моторики в кабинете оборудован соответствующий центр, в котором находятся: обводки,  трафареты,  мозаика, массажёры,  мячики и коврики с игольчатой поверхностью,  «Насыпной бассейн», «Волшебные прищепки».

     Собрано большое количество пособий для автоматизации звуков, развития фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза у детей.

  • Альбомы по автоматизации и дифференциации звуков под ред.  Е.А. Азова, О.О. Чернова. –( 6 альбомов).
  • Предметные картинки на каждый звук.
  • Дидактические игры: «Найди место звука», «Кто в домике живёт?», «Определи звук в слове», «Подбери похожее слово».
  • Картинки со звуковым обозначением для звукового анализа  и синтеза (раздаточные и демонстрационные).
  • Карточки с картинным и речевым материалом по автоматизации и дифференциации звуков.
  • Книги с дидактическими играми:  Логопедия под ред. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылёва.
  • Раздаточный материал: цветные квадратики, звуковые домики, звуковые линейки, полоски, символы, обозначающие свистящие (насос, комар) и шипящие (шина, жук) звуки.
  • Дидактический материал для исправления дефектов речи  (альбом) под ред. А.Я. Малярчук.
  • Иллюстрационный материал для дифференциации звуков.
  • Набор сюжетных картинок  (для автоматизации поставленных звуков).

Игры и упражнения на развития внимания, памяти, мышления:

  • Загадки в картинках
  • «500 игр для коррекционно-развивающего обучения»
  • игры «Четвёртый лишний»
  • Журнал «КОНФЕТКА»  - Двигаемся, играем, рисуем – (развитие памяти, внимания, воображения).

Для формирования лексических и грамматических норм языка:

-  Конверты с предметными картинками по лексическим темам: фрукты, овощи, посуда, транспорт, ягоды, грибы, цветы, деревья, игрушки, семья, дикие животные, домашние животные, домашние птицы, зимующие и перелётные птицы, животные севера, животные жарких стран, мебель, школьные принадлежности.

 -   Картинный материал (профессии людей).

 -  Работа по закреплению предлогов:  карточки-символы, обозначающие предлоги, предметные и сюжетные картинки для составления предложений.

 -  Альбомы с лексико-грамматическими упражнениями под ред. Н.Э. Теремковой.

-   Набор предметных картинок (односложные, двухсложные, трёхсложные и т.д.) для формирования слоговой структуры слова.

    В кабинетах имеется большое зеркало и зеркала для индивидуального использования.  Шпатели для постановки звуков.

    Таким образом, в логопедических кабинетах имеется вся материально-методическая база для проведения коррекционных занятий с детьми, что обеспечивает реализацию Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи и Адаптированной образовательной программы для обучающегося с задержкой психического развития.

Объекты для проведения практических занятий.

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:

Все объекты для проведения практических занятий с обучающимися по освоению ими Основной образовательной программы МДОУ д/с «Звездочка», Адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями нарушениями речи, Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения.

Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал («заместители»), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:

· игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),

· спортивным оборудованием и инвентарем (детские тренажеры, мячи, гимнастические маты и др.физкультурное оборудование),

· музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),

· учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),

· компьютерным оборудованием, (интерактивная доска, интерактивный стол, ноутбук),

· аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты),

· печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии, и др.).

Игровой материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.

Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, телевизоры, интерактивная доска, являются мощными техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта; имеются электронные картотеки по определенным тематикам (музыка, краеведение, изобразительная деятельность и др.).

Сведения об объектах спорта.

В ДОУ имеется спортивный зал и спортивная площадка, центры спорта и физкультуры в группах, оборудованные всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.

Оборудование спортивного зала составляют:

- гимнастическая стенка ;

- гимнастическая доска ;

- гимнастические скамейки;

- мишени разных типов;

- стойки и планки для прыжков;

- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);

- тренажёры;

- комплекты лыж на группу детей;

– набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;

– дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.)

– игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки). Предусмотрено удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу.

Спортивная площадка имеет:

- яму с песком для прыжков в длину; - стойки для игры в баскетбол;

- ворота для игры в футбол; - бревно для равновесия; - лабиринт; - дорожку для бега (30м); - мишени разных типов; - футбольное поле .

Средства обучения и воспитания, приспособленные  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Центральный вход оборудован табличкой с шрифтом Брайля, звонком.

Конструктивные особенности здания МДОУ д/с «Звездочка»  не предусматривают наличие подъемников.

Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Питание  – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.

С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей, посещающих ДОУ, питание осуществляется согласно требованиям действующего СанПиН. МДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное 4 разовое питание при 10,5-часовом пребывании детей в детском саду по утвержденным нормам.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Здание МДОУ д/с  «Звездочка» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией,  необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

      Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ д/с «Звездочка» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивная  доска.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

     В МДОУ д/с «Звездочка» доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется через флеш-модем:

     Задачей нашего детского сада является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения.
Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

      Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

      В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование:
компьютеры, проектор, мультимедиа.

       Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.
Технологии применяются в разных видах деятельности: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.
      ИКТ используются на разных этапах коррекционной работы, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Проведение коррекционно-развивающих занятий предполагает использование компьютерных программ.

Работа с педагогами.

       Использование компьютерных технологий позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.

       Одним из важных направлений в работе педагога является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.

       В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации.

       Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах.
Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе:

  1. Разработка мультимедийных презентаций
  2. Использование сети Интернет
  3. Использование компьютерных игр в образовательной  деятельности
  4. Изготовление печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей

       Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ  средства обучения:

  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  •  спортивные снаряды, мячи и т.п.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

       Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

       Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

       Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

       Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 

 

Меню сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031